Проект ПДВ и НДВ: в чем разница?
Одним из обязательных видов экологической документации для загрязняющих воздух предприятий стал проект ПДВ – предельно допустимых выбросов в атмосферу от стационарных источников. Этот документ раньше составлялся в соответствии со старой версией Федерального закона № 7-ФЗ. В 2014 году в законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми Проекты ПДВ составлять больше не требовалось. Однако позднее появился новый термин – НДВ: норматив допустимых выбросов. Близкое сходство двух понятий привело к путанице при составлении экологических документов.

Деятельность большинства промышленных объектов приводит к загрязнению окружающей среды промышленными выбросами. Чтобы контролировать этот процесс и не допускать попадания чрезмерного количества загрязняющих веществ в атмосферу, было решено нормировать их объем и массу. Для этого природопользователей обязали составлять Проект ПДВ – предельно допустимых выбросов. Они рассчитываются по объемам и массе веществ, присутствующих в выбросах, расчет проводился по каждому виду загрязнений.
Федеральное законодательство определяет ПДВ как норматив выброса вещества, допустимого для выброса в атмосферу при соблюдении правил охраны атмосферы. Это значит, что установленная нормативом масса или объем загрязняющего вещества или их смеси не приведет к причинению чрезмерного вреда природе. Предприятия обязали разрабатывать проект ПДВ для установления нормативов допустимых выбросов, которые могут попадать в атмосферу без чрезмерного вреда для экосистемы.
Экологическое законодательство продолжает дорабатываться и совершенствоваться. В Федеральном законе появилось новое определение НДВ. Под ним понимается норматив допустимых выбросов загрязняющих веществ в воздух. Это понятие оказалось практически тождественным ПДВ, между ними нет значимых смысловых различий.
Расчет НДВ, как раньше Проект ПДВ, нужен предприятию для получения законного разрешения на выбросы в атмосферу. Без него организация не сможет работать легально, так как попадание всех загрязняющих веществ должно быть обосновано. На основе проведенного расчета оценивается, соблюдает ли предприятие установленные нормативы по выбросам. Если будут обнаружены превышения, руководство организации должно как можно скорее их устранить.
В 2014 году природоохранное законодательство было обновлено, в результате Проект ПДВ больше составлять не требуется. ПДВ можно назвать устаревшим понятием, которое больше не используется при заполнении экологической документации. Ему на смену пришел расчет НДВ – нормативов допустимых выбросов.
У объектов разных категорий НВОС он включается в разные виды документов:
- Объектам первой категории НВОС требуется оформлять КЭР. Одним из приложений к этому документу является расчет НДВ, то есть определение максимально допустимых массы и объема загрязнения воздуха в результате деятельности предприятия.
- Объекты второй категории должны подготавливать ДВОС, в состав приложений к которой включается расчет НДВ. Он подтверждает, что оказываемое предприятием негативное воздействие на атмосферу не превышает установленных нормативов.
- Объекты третьей категории должны отдельно проводить расчет НДВ, но только для веществ 1 и 2 класса опасности.
Формально основным термином при нормировании загрязняющих веществ стал НДВ – норма допустимых выбросов в атмосферу. Именно он используется для получения КЭР и оформления ДВОС, его используют при заполнении экологической ситуации. Однако термин ПДВ тоже до конца не исчез. Его продолжают использовать в нескольких важных правительственных документах.
В правительственном Постановлении от 09.12.2020 г. № 2055 предусматривается возможность разработки Проекта ПДВ для объектов 1 категории, которые пока не успели получить КЭР. Это дает возможность легально оформить разрешение на загрязнение атмосферы в установленных пределов еще до завершения работы с комплексным разрешением. В этом Постановлении снова встречается именно термин ПДВ.
Кроме того, статья 20 Федерального закона предусматривает утверждение нормативов ПДВ с обязательным получением санэпидзаключения. Роспотребнадзор должен подтвердить, что разработанные нормативы допустимых выбросов не нарушают санитарные правила. В этот надзорный орган нужно подавать именно Проекты ПДВ, а не НДВ.
Предприятия сохраняют возможность использовать ранее заработанные Проекты ПДВ в переходный период для подготовки ежегодной экологической отчетности. Эти документы не потеряли юридической силы, их использование не повлечет за собой штрафных санкций. Однако НДВ можно назвать более продвинутой версией ПДВ. Такой расчет должен проводиться с учетом технологий, которые предприятия используют для охраны атмосферного воздуха. В расчете НДВ есть все, что было в устаревшем проекте ПДВ, при его составлении нужно руководствоваться новыми требованиями Минприроды, чтобы более эффективно защищать атмосферный воздух от загрязнения.
Таким образом, оба понятия – НДВ и ПДВ – продолжают оставаться в списках экологической документации, и принципиальной разницы между ними нет. Природопользователям наиболее опасных категорий не требуется разрабатывать отдельный Проект ПДВ, однако придется проводить расчет НДВ для получения разрешительной экологической документации. Так что, по сути, придется работать с тем же видом документов, только получившим незначительные изменения в названии и формулировках.
Разработка требований по ПДВ и НДВ помогла остановить или хотя бы существенно ограничить бесконтрольное загрязнение атмосферы промышленными выбросами. Чтобы получить подробные консультации по всем тонкостям заполнения экологической документации, воспользуйтесь помощью сотрудников компании «Квадрига». Они помогут составить все виды расчетов и экологических проектов.